- РАЦИОНАЛЬНОЕ
- (от лат. rationalls - разумный) - обусловленное разумом, доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам. Противоположность Р. - иррациональное, т. е. неразумное, недоступное пониманию, алогичное. Р. также противопоставляют: а) внешнему чувственному познанию в формах ощущений, восприятий и представлений; б) эмпирическому познанию, знанию фактов, опыту; в) непосредственному (мистическому) знанию оригиналов. Проблема возможностей и границ разума имеет несколько философских решений. Рационалисты признают разум основой познания и поведения людей, принижают роль авторитета и веры, исповедуют культ разума (например, в форме философии Просвещения или в культе научного разума, сциентизме); сенсуалисты, напротив, ищут источник познания в деятельности внешних органов чувств, а в знании фактов - главную форму достоверного познания; в мистицизме прежде всего ценится интуиция, которую только косвенно и несовершенно можно выразить чувственными образами внешнего мира и понятиями.
Р. - познание недоступных опыту объектов (сущностей, целостностей, общего в вещах, "вещей в себе") путем оперирования знаками, символами, моделями и иными репрезентантами сверхчувственного бытия. В зависимости от модальности используемых при этом знаков Р. мышление подразделяют на вербально-логическое, визуальное, тактильное и т. д., а также выделяют научный, религиозный, художественный, технический и т. д. типы рациональности. Критерий Р. и мера "хитрости разума" - глубина умения решать задачи опосредованными (знаками и инструментами) способами; чем больше мастерство человека в добывании звеньев, опосредующих связи доступного с недоступным отдельное с общим и рядовое с эталонным, тем более рациональной считается его деятельность. Классический рационализм (Гегель и др.) основывался на идее тождества бытия и мышления, технократический (Р. Арон, Н. Луман) - на вере в умение технического интеллекта организовать жизнь людей. Критический рационализм (К. Поппер и др.) сопряжен с умением ставить новые проблемы и изобретать теоретические альтернативы.
Д. В. Пивоваров
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.